вторник, 27 декабря 2011 г.

Уке и наге – связка


Обычно, когда начинают говорить об Айкидо, люди вспоминают тривиальную фразу об использовании силы противника против него самого. Дескать, искусство это обращать врагов в бегство одним только взмахом ресниц, и неважно, бугрятся по телу мускулы или нет. Именно в Айкидо подчеркивается этот факт – возможность усмирить противника, вдвое превосходящего вас по силе и весу. Но не все, приходящие в додзё, осознают, что секрет не в какой-либо таинственной технике, что преображение в непобедимого воина произойдет не за пару тренировок, не за месяц и даже – страшно подумать! – не за год. Технике Айкидо учатся долго, прежде чем человек поймет, что его работа применима.
Такая далекая перспектива вполне предсказуемо отпугивает новичков, которые хотят всего и сразу. Что ж, такое наше время – время фаст-фуда, тайм-менеджмента и мгновенных платежей. Необходимо для начала вспомнить, что такое терпение и взрастить его в себе во избежание тяжких разочарований. Но речь шла немного не о том.
Итак, в чем же секрет работы Айкидо? Естественно, я не открою ни для кого Америку, если сообщу, что это результат упорных тренировок. Однако отличие Айкидо от всех остальных видов единоборств состоит в том, что работа в одиночку (по макиваре, с боккеном или с воображаемым противником) практически невозможна. Есть два понятия в Айкидо – неразделимых и фундаментальных – это УКЕ и НАГЕ. Уке – нападающий, тот, кто представляет для вас опасность. Наге – это, собственно, вы – человек, который в данный момент работает на технику. Эти два слова должны укорениться в сознании не как "Тот, кто победил" и "Тот, кто упал", а совсем по-иному. Эти два человека во время тренировок – партнеры, обучающие друг друга, помогающие узнать Айкидо лучше, чем прежде. Вопрос в том, как именно происходит это взаимное обучение.
На данный момент я уверилась в том, что чем опытнее уке, тем больше у меня, как у наге, шансов понять, что означает та или иная техника. Как раз за разом повторяют наши учителя, уке создает ситуацию, при которой работа наге не будет бессмысленной. Многим из нас на первых порах не говорят этого, и потому неопытные уке действуют не так, как требуется. Они либо сразу же падают (из страха боли, боязни не сделать как надо страховку или по какой-либо другой причине), либо упираются всеми руками и ногами, демонстрируя, что-де техника не работает, и наге делает все не так.
На недавнем семинаре в Воронеже Михаил Сафронов особенно подчеркнул работу уке. Если тот при малейшем движении падает, у наге создается ложное впечатление, будто его техника работает. Если все в одном додзё будут вам беспрестанно помогать, то в другом этот номер однозначно не пройдет. Я уже молчу о том, что может случиться на улице, во время обычной драки, когда вы надумаете на каком-нибудь гопнике с гордостью продемонстрировать иккё! В лучшем случае, над вами посмеются. А худшее давайте вообще представлять не будем. Гораздо важнее сейчас разобраться, как же должен вести себя уке, чтобы ненароком, из дружеских или каких-либо других чувств не обмануть партнера во время тренировки.
Во-первых, я повторюсь, уке моделирует ситуацию, при которой техника обретает смысл. По ходу он корректирует движения наге, захват, поворот корпуса и прочие мелочи, на которые новичок обычно внимания не обращает. Чрезвычайно важно не перегружать сразу своего партнера замечаниями! Если постоянно повторять, что то не так и здесь не эдак, велика вероятность, что ваш наге либо сильно расстроится, и тогда вообще мало что получится, либо просто за избытком информации чисто психологически перестанет её обрабатывать.
Из первого пункта вытекает второй, несомненно, очень важный. Это касается скорости. Если уке атакует медленно, а наге судорожно, рывками пытается что-то сделать, то эта работа бессмысленна. Действовать необходимо плавно, желательно без остановок и ни в коем случае не рвать ритм. Давайте сейчас дружно вспомним музыку. Любую, классику, попсу или рок. Во всех этих направлениях присутствует определенный ритм. Если под музыку танцевать невпопад, будет, мягко говоря, некрасиво. Проще говоря, мастерство танцора состоит в том, чтобы чувствовать ритм. Тот же принцип действует и в Айкидо. Это движения в одном ритме, на одной с партнером скорости, и важно, чтобы уке грамотно эту скорость создавал.
Естественно, найти грамотного уке сложнее, чем пышущего энтузиазмом наге, поэтому стоит обратить внимание на то, как ассистируете конкретно вы.
На этом, пожалуй, сделаем в теме небольшую паузу, поскольку сказано уже много, а надо сказать ещё во много раз больше. Пока что, я надеюсь, тем, кто не занимается Айкидо (или новичкам), стало более-менее понятно, что должно происходить на татами в идеале.

Автор: Екатерина Никитина

Комментариев нет:

Отправить комментарий